393950 Тамбовская область город Моршанск, ул. Гражданская, 56 тел: 8 (47533) 4-48-12, 4-92-07, e-mail: togou19@mail.ru

На логопедический пункт социально-реабилитационного центра поступают дети с разной речевой патологией: общим недоразвитием речи (I, II, III уровня речевого развития), со cложными речевыми нарушениями: дизартрией. У одних детей речь практически неразвита, словесные средства отсутствуют, в лучшем случае они общаются с помощью лепетных слов, звукоподражаний или жестов. Другие дети общаются с помощью речевых средств, набор которых крайне ограничен.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.

Учитывая то, что дети чаще всего поступают из неблагополучных, малообеспеченных семей, семей, склонных к употреблению алкоголя, где родителями недостаточно уделяется внимая воспитанию, развитию и сохранению здоровья детей, работа строится в рамках комплексного развития психического и физического здоровья.

Социальное сиротство оставляет в психическом и физическом здоровье ребенка неизгладимый след. Иногда только в социально-реабилитационных центрах дети получают психолого-педагогическую, логопедическую помощь. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особо важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Но специфика социально-реабилитационного центра состоит в краткосрочном пребывании детей от 2 до 5 месяцев. В сложившихся условиях перед специалистами центра, в частности перед логопедом, стоит сложная задача оказания наиболее эффективной помощи в наименьший промежуток времени. Приоритетным направлением в комплексной социально-реабилитационной работе с детьми выступают здоровьесберегающие технологии.

Цель: Комплексное развитие всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя; связной речи. Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей с речевой патологией.

Задачи:

Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи.

Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии.

Коррекция недостатков произносительной стороны речи.

Развитие словаря и связной речи.

Коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи.

Успешная социализация детей с дефектами речи.

Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Методы и приемы здоровъесберегающих технологий, используемые в работе.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии: игровые комплексы артикуляционной гимнастики; дыхательную гимнастику; пальчиковую гимнастику; физминутки; самомассаж; элементы психогимнастики, игры со счетными палочками, упражнения на расслабление.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты тайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому способствует система упражнений, направленная на развитие моторики органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений. Правильное системное проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание существенно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается искательный объем легких. В основном присутствует ротовой тип дыхания.

Работа над речевым дыханием ребенка способствует развитию умения произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.

Для правильного произношения любого звука необходима воздушная струя, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребенок должен научиться одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю.

Пальчиковая гимнастика

Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму, и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры, где отрабатываются статистические и динамические движения. В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебных мероприятиям, а также эффективность самих игр.

Пальчиковые игры чаще всего представлены в стихотворной форме. При этом на первом этапе сначала говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками. В дальнейшем речь ребенка и движения пальчиками идет сопряженно под руководством взрослого.

Физминутки

Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи минутки - это:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд; с

совершенствовать общую моторику;

выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Самомассаж

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком. Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка (Р.Е.Левина). Восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение формируются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В.Запорожец и др.)

Одним из таких средств является развивающий самомассаж.

Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой: древности. Его благоприятное воздействие на организм человека (как местное, так и общее) отмечают многие авторы (А. А.Бирюков, В.И.Васичкин и др.). При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникает импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, а в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Исследования ученых доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Самомассаж проводится, как правило, в игровой форме, с использованием речедвигательных комплексов. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильную стимуляцию в определенном ритме.

Психогимнастика

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.

Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составлять грамматически оформленного речевого высказывания.

Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

Регулярное проведение таких упражнений позволяет:

выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;

стабилизировать общий тонус организма;

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

улучшить фонематический слух;

нормировать умение изменять модуляцию голоса;

улучшить ритмико-интонационную сторону речи;

повысить речевую активность;

оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Противоположные по характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка, особенно гипо- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и, как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновения инертности.

Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер, приносить детям радость и удовольствие. Предлагаемые движения могут содержать какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Некоторые этюды можно сопровождать музыкой, помогающей создать соответствующий настрой.

Речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой. Это вызываету детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащение собственного интонационного репертуара.

Лоритмические упражнения

Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторки, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интанационных характеристик речи, развитию умения сочетать движение и речь, координировать их, подчинять едином ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирована пространственных представлений.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

Игры со спичками или счетными палочками

Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».

Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов (для младшей и средней группы), загадками, потешками. Это необходимо для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

Упражнения на релаксацию

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождаещееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Возрастная и коррекционно-развивающая направленность опыта работы

Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия.

Упражнения и игры помогают в работе с детьми, имеющими различные виды отклонений в развитии, нуждающимися в систематической педагогической коррекции речевых, двигательных нарушений. Данные здоровьесберегающие технологии полностью или их фрагменты (отдельные упражнения) могут использовать в работе учителя-логопеды, психологи, руководители физического воспитания, воспитатели, музыкальные руководители на занятиях, как часть занятия, физминутки, сюрпризные моменты на праздниках и развлечениях, в повседневной деятельности, а также в индивидуальной и коррекционной работе.

Упражнения и игры используются в работе с детьми среднего старшего дошкольного возраста, но некоторые элементы могут использоваться в работе с детьми младшего возраста, а также с детьми младшего школьного возраста.

Некоторые здоровьесберегающие технологии направлены на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют не только формированию мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.

Постепенное включение в каждое занятие различных видов самомассажа, динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр, упражнений на релаксацию создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Эти элементы можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд.

Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Эмоциональное тепло и поддержка каждого ребёнка демонстрируют положительное отношение к детям.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

Детский телефон доверия

 

Баннер
.

Проголосуйте!

Проголосуй за наш сайт

Авторизация