Форма обратной связи
Свободное время и семейный досуг в приемной семье. Чем лучше заняться на первых порах
Консультация для замещающих родителей
Свободное время и семейный досуг в приемной семье. Чем лучше заняться на первых порах
Когда в семью только-только пришёл ребёнок, ему необходимо привыкнуть к своим новым родителям, узнать их поближе, понять, что им можно доверять. Поэтому на первом этапе адаптации ребёнка в семье необходимо закрыть дом от гостей и как можно больше времени проводить с ребёнком. Для этого лучше взять отпуск. Общение должно заключаться в размеренных беседах, спокойных играх, совместной домашней деятельности. Чем меньше времени прошло, тем спокойнее должно быть общение.
Примеры спокойных совместных занятий — чтение добрых сказок, особенно на ночь, приготовление пищи и другие ежедневные домашние хлопоты, совместные спокойные игры, тёплые прикосновения и лёгкий успокаивающий массаж, для малышей домашние водные процедуры. Для детей постарше могут иметь место задушевные беседы обо всём на свете, но только при условии инициативы и открытости со стороны ребёнка.
Рекомендуется продумать и соблюдать чёткие границы и правила семьи. Это даст ребёнку ощущение стабильности и уверенности. Как бы ни провоцировал ребёнок, родителям необходимо запастить терпением и неукоснительно соблюдать этот принцип.
Не стоит торопиться отправлять дошкольника в детский сад, а тем более, в ясли. Это не ускорит формирование привязанности к «новым» родителям. Даже для детей школьного возраста в некоторых случаях рассматривается возможность обучения на дому до завершения острого периода адаптации. И в этот период тоже лучше быть рядом с ребёнком, принимать живое участие в его учёбе.
Полной идиллии может мешать «трудное поведение» приёмного ребёнка. Ребёнок со сложной судьбой не будет простым в адаптации. Это нужно просто учитывать и «отлавливать» относительно спокойные периоды для укрепляющего совместного досуга.
При этом не следует забывать и о себе. Ребёнок не должен становиться центром семьи, это может нарушить её равновесие и целостность. У родителей обязательно должно быть свободное время и для себя. Такие паузы допустимы примерно через месяц после появления ребёнка в семье. Ребёнку необходимы уравновешенные счастливые родители, а не нервные «мученики», доведённые до исступления.
Дальновидные кандидаты в приёмные родители заранее продумывают возможности оставлять малыша на несколько часов с кем-нибудь из близких. Это должен быть постоянный человек или пара близких людей. И лучше, если эти доверенные люди тоже будут иногда включены в совместную деятельность всей семьи.
Как разнообразить совместный досуг после адаптации
Многим чересчур добрым и чувствительным родителям хочется сразу осыпать ребёнка всеми радостями жизни — различными вкусностями, развлечениями и интересными (с точки зрения родителей) развивающими мероприятиями. Всё это, конечно, должно быть в жизни каждого ребёнка, иначе детство может оказаться скучным и серым. Но в случае принятия в семью малыша (особенно из дальних регионов), не видевшего ничего особенного, кроме стен детского учреждения, все яркие события должны включаться в жизнь ребёнка по принципу нарастания стимула, постепенно и под чутким наблюдением любящих взрослых, родителей.
Родители при этом должны принимать участие, если не в каждом таком мероприятии, то хотя бы в тех, которые оказываются первичными в серии или не повторяются достаточно часто. То есть, принцип здесь такой: всё новое и интересное познавать лучше с самими близкими — со своими родителями. А с кем же ещё, как не с ними потом и делиться первыми радостными впечатлениями?
Украсить совместный досуг после успешного прохождения адаптации можно проведением семейных праздников вне дома с яркой запоминающейся детской программой. Когда ребёнок уже усвоил семейные правила и традиции, можно организовать совместный выезд и на многодневный отдых, например, на море.
Когда ребёнок впервые идёт в детский сад, школу или на кружок, первые посещения должны быть важным семейным событием, после которого вся семья делится своими впечатлениями. Через такие моменты ребёнок понимает свою значимость в этой семье.
Разнообразие и расцвечивание семейных событий не отменяет всего того спокойного и светлого, чего удалось достичь на первых этапах. Всё так же можно рассказывать друг другу добрые истории на ночь и готовить вместе вкусную домашнюю стряпню.
Свободное время и здесь необходимо родителям. Все домочадцы от мала до велика имеют право на своё личное пространство и время, и если у ребёнка воспитано уважение к этому, можно сказать, что воспитание проходит успешно.
Как привлекать приемного ребенка к обсуждению и организации семейного досуга
Если у приёмного ребёнка на первом году удалось сформировать позитивный интерес к совместным делам семьи, то досуг — это лишь одно из совместных дел, причём наиболее приятное.
Наряду с приятным времяпрепровождением и задушевным общением в любой семье существуют совокупные обязанности, коллективный труд и необходимость договариваться. Хорошим примером для детей всегда служит взаимодействие в этом плане между родителями и вообще между взрослыми членами семьи. Ребёнок постепенно включается в это взаимодействие, ему поручаются задания, которые должны быть по силам и возрасту.
Если ребёнок научен семьёй нормально воспринимать, что у него есть некоторые обязанности по самообслуживанию и в общем быту, такого ребёнка просто не придётся «привлекать» и к организации совместного семейного досуга и отдыха. Он не будет эгоистично сидеть и ждать, пока его развлекут, а, скорее всего, сам с радостью подключится к обсуждению и будет активно выражать готовность принять участие в подготовке. Ведь это же куда приятнее и интереснее, чем мыть за собой тарелку или выносить мусор.
Такое поведение приёмного ребёнка — результат длительной кропотливой и аккуратной работы мудрых родителей.
Чем занять ребёнка в свободное время
Если у ребёнка много свободного времени, и взрослые не позаботились о том, чтобы это время структурировать, ребёнок обязательно сам себя займёт. И не факт, что это занятие понравится родителям.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, и прошедшие детские учреждения, имеют склонности наполнять своё время стереотипными бесполезными, с точки зрения педагогики, действиями и событиями. Например, малыш может долго раскачиваться на месте для того, чтобы успокоиться. Такого ребёнка придётся очень многому научить, прежде чем он сможет, подхватывая данное родителем задание, продолжать его самостоятельно. Поэтому, по крайней мере, до завершения адаптации родителям вряд ли стоит надеяться, что ребёнка получится чем-то увлечь надолго для самостоятельного времяпрепровождения.
Однако учить ребёнка самого себя развлекать, несомненно, надо. Начинать можно с того, что такому ребёнку понятно и под силу, постепенно увеличивая промежутки самостоятельной активности. Например, если малыша захватило складывание кубиков в коробочку, которое он повторяет снова и снова, рассыпая и складывая их, можно оставить его наедине с этой игрой на некоторое время, выйдя из поля его зрения так, чтобы в любой момент подключиться снова, пока ребёнок ещё, в целом, настроен заниматься сам.
Представим теперь, что ребёнок чуть постарше что-то мастерит из пластилина или рисует. Первое время нужно посидеть с ним. Если видно, что с небольшим элементом задания он уже в состоянии справиться сам, можно тихонечко отойти в сторонку и не мешать. Но, при возникновении трудностей, подойти и помочь, показать как.
Такое подхватывание даст ребёнку уверенность, поддержит и разовьёт желание и первоначальные навыки самостоятельной деятельности. В дальнейшем у ребёнка сформируются интересы в тех сферах, к которым у него заметили и развивали склонности, постепенно передавая ему в «собственность» всё больше и больше времени.
При этом занятия подбираются взрослыми исходя из принципа необходимости активности самого ребёнка. Это не должен быть бесконечный пассивный просмотр мультфильмов или однотипные компьютерные игры. Хороши занятия по рисованию, лепке, чтению, физкультуре — чем угодно, лишь бы ребёнок был включён в процесс познания и активной деятельности.