Форма обратной связи
Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения
В последнее время становится понятной некоторая ограниченность традиционного обучения и воспитания, в связи с чем, актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.
Отклонения в развитии речи отражается на формирование познавательных процессов и эмоционально — волевой сферы. У таких детей отмечается низкий уровень основных свойств внимания, слуховой памяти, трудности в сохранении и воспроизведении, значительное отставание в развитии мыслительных процессов. Дети имеющие нарушения речи, как правило неспособны к длительной игровой деятельности, они быстро утомляются, рассеяны, обидчивы. У таких детей не сформированы коммуникативные навыки и заниженная самооценка.
Необходимость оказания помощи детям привела к разработки и внедрению системы коррекционно-развивающего обучения, которая основывается на результатах конечной диагностики, тесного взаимодействия всех специалистов ДОУ - логопед, психолог, воспитатель. Каждый специалист не только осуществляет свой раздел работы, но включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами, для закрепления их деятельности. Он дает рекомендации остальным специалистам по своему разделу работы и контролирует правильность их выполнения.
Правильный подбор и использование коррекционных технологий позволяют ребенку догнать в развитии сверстников.В своей работе мы используем интегрированные коррекционно—развивающие занятия для детей 6-7 лет. Проводятся совместно психологом и воспитателем. Такие занятия способствуют снижнию тревожности, формированию положительной самооценки, развитию коммуникативных навыков, творческих способностей, познавательных процессов. Познавательная деятельность возможна лишь там, где созданы условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция воспитательного процесса.В интегрированном занятии объединяются блоки знаний двух и более различных предметов, поэтому важно определить главную цель. Проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий наиболее эффективно сочетание музыкотерапии и изобразительного искусства. У ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности, так как он фантазирует, думает; в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, а главное — развиваются коммуникативные умения, умения свободно выражать свою мысль, поделиться впечатлением, у детей развивается познавательная активность. Занятия построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображении. Детям предлагается «шагнуть» в глубь изображения, к звенящему ручью или на лесную поляну, представить себя бабочками, вдыхающими аромат цветов; гусеницами, пробирающими сквозь траву; птицами, парящими в воздухе. На занятиях постоянно создается ситуация успешности каждого ребенка. Такой подход помогает детям свободно выражать свои мысли и чувства.Рисование - мощное средство самовыражения. Составной частью занятия является содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка. Независимо от методов, приемов и техник, используемых на занятиях, цель - помочь ребенку, начать осознавать себя и свое место в окружающем мире. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получится.
Основные задачи.снятне эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, тревоги, агрессии; совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей; развитие познавательных процессов; развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов; обучение новым приемам рисования и развитие умение экспериментировать.
Каждое занятие состоит из нескольких частей:
Часть 1. Вводная.Основная цель — настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой в группе.
Часть 2. Основная или рабочая.На эту часть приходиться основная смысловая нагрузка всего занятия.
Часть 3. Завершающая.Основная цель - создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Сказкотерапия - самый эффективный способ коррекционно-развивающей работы с детьми. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей их поступки и судьбы, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок, дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести .Увлекательное содержание вводит ребенка в сложный мир взаимоотношений между людьми, раскрывает перед ним нравственный смысл их мотивов и поступков. Ребенок получает возможность задуматься о последствиях различных действий, сравнивать свои предпочтения и оценки с мнением окружающих, учится осознавать собственные побуждения и понимать других людей.
Работа со сказкой проводится по методике Л.Ф. Фесюковой, включающая такие особенности, как нравственный урок, воспитание добрых чувств, речевую зарядку, развитие мышления и воображения, связь с экологией и ручным трудом.
1-й этап — педагогическая работа - включает чтение сказки и беседа по ее содержанию.
2-й этап — коррекционная работа, распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнастика.
Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, позволить ребенку примерить иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.
Список использованной литературы
1. Пахомова О.Н., Добрые сказки. Москва 2006г.
2. Постоева Л.Д., Лукина Г.А., Интегрированные коррекционно-развивающие занятия. 2006г.
3. Короткова Л.Д., Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Москва 2005г.