Форма обратной связи
Преодоление и отказ от дурных привычек и форм ассоциального поведения
Автор: Е.Ю. Энговатова
В «Программе воспитания в детском учреждении» большое внимание уделено формированию навыков и полезных привычек у детей, а также работе по избавлению от вредной/дурной привычки.
Успехи здесь во многом будут зависеть от того, сумеет ли педагог обеспечить единые требования к детям, систематичность их выполнения. Какие бы усилия не прилагали педагоги для того, чтобы ребенок приучился, например, всякий раз перед едой мыть руки или, укладываясь спать, аккуратно складывать одежду, если это не будет постоянно поддерживаться и контролироваться в привычку это не войдет.
Ребенок рождается беспомощным существом и полностью зависит от забот окружающих его взрослых. Ребенок растет, делает первые шаги, удерживает равновесие, падает, с возрастом устойчивее держится на ногах, затем устойчиво ходит. Приходит время и малыш, научился самостоятельно мыть руки, причем эта операция ежедневна, постепенно он запоминает последовательность действий. Вырабатывается навык мыть руки.
Навыками называют такие действия, которые выполняются при частичной автоматизации элементов, входящих в их состав. Ребенок овладевает навыками мытья рук, уже не задумываясь над тем, как выполнить отдельные движения.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действий. Приобретенные навыки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Исправление неправильного навыка достигается за счет многократных упражнений в правильном выполнении действия. Надо иметь ввиду: чем большим числом навыков ребенок уже владеет, тем легче приобретаются им новые, в особенности которые в чем-то сходны с приобретенными ранее. Как им важны навыки, не следует забывать, что только овладение ими не обеспечивает правильного поведения ребенка. Дети за столом должны пользоваться салфеткой. Они знают, как ей пользоваться, знают, для чего она предназначена. Однако, применяют ее не всегда. Потому, что у них имеются навыки и даже знания, но нет соответствующих привычек.
Привычки, как и навыки, представляют собой частично автоматизированные действия. Приобретение привычки большей
частью начинается с овладения навыков.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных
условиях. Если ребенка перед сном научили умываться, и он будет делать это регулярно, то постепенно привычка закрепится, он
уже не ляжет спать не умывшись.
Пользование навыком лишь от случая к случаю затрудняет образование привычки. Если ребенок, встав из-за стола по окончании еды, то благодарит взрослых, то забывает и ему не напоминают об этом, привычка не сформируется. Таким образом, привычки
делать так, а не иначе становятся своего рода потребностью. На основании привычек у ребенка формируются черты характера.
Воспитывая у ребенка привычку убирать свою постель, складывать одежду, поддерживать порядок в игровом уголке – взрослые тем самым закладывают основу для формирования таких черт, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость. Многое начинается с привычек.
Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся как гласит народная мудрость, второй натурой.
Многие из них, складываясь в детском возрасте, остаются на всю жизнь. Воспитание навыков и привычек – одна из задач всестороннего развития ребёнка. Поэтому при их формировании необходимо соблюдать все
педагогические правила. Особенно большое значение имеет пример окружающих ребёнка взрослых.
Поведение окружающих ребёнка взрослых оказывает значительно большее влияние на поступки и привычки детей,
чем словесные указания. В процессе воспитания у детей привычек – взрослым необходимо быть последовательными и настойчивыми в своих требованиях, систематически упражнять детей
в тех или иных действиях. Формирование привычек – процесс постепенный, не допускающий «авралов». Для успешного воспитания навыков и привычек необходимо учитывать, кроме общих
закономерностей, и индивидуальные особенности их формирования. С привычками ребёнок не рождается. Плохому мы,
взрослые, его не учим. Откуда у детей нежелательные привычки?
Одна из существенных причин – это пример старших. Надо помнить, что ребенок очень восприимчив как к хорошему, так и к дурному, и как важно по этому не давать повод для образования нежелательных привычек. Отсутствие целенаправленного и
своевременного воспитания полезных привычек так не может открыть путь для нежелательного в поведении ребёнка.
Например, если взрослые не требуют от детей, чтобы они выходили из-
за стола, не прожевав и не проглотив пищу, ребенок будет играть с полным ртом. Многие отрицательные привычки взрослые
сами невольно прививают ребёнку. Так, например, постоянно пичкают его едой, насильно кормят, да и в таких количествах, которые прививают его потребности.
Как избежать вредных привычек?
Привычки отличаются большой устойчивостью. В этом их ценность /если речь идет о полезных/ и в тоже время именно этим свойством определяют трудности, когда надо избавиться от
нежелательной. Сознание наше и наша воля должны постепенно стоять на страже, против дурной привычки, которая залегла
в нашей первой системе, подкарауливает всякую минуту слабости или забвения, чтобы ею пользоваться. Если у ребенка
укоренилась нежелательная привычка, то прежде всего надо найти и постараться устранить ту причину, которая её
обусловила.
При искоренении привычки следует вникнуть, от чего эта привычка произошла, и действовать против причины, а не против последствий - писал К.Д.Ушинский.
Для искоренения дурных привычек на первых порах надо помогать ребёнку воздерживаться от нежелательного:
например, отвлекать, переключать внимание. Это помогает ему забыть нехорошие привычки.