Форма обратной связи
Рекомендации для подростков «Как избежать ненужных конфликтов?»
Автор: Е.Ю. Энговатова
Существует ряд правил:
- не говорите с взвинченным, возбужденным человеком;
- прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
- попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
- не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступкам;
- заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
- умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
- признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
- если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу
Правила поведения в конфликте.
- признавать значимость партнера
- демонстрировать готовность его понять
- выяснить, как партнер воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует
- четко сформулировать предмет конфликта
- найти общие позиции - выяснить противоречия
- после этого еще раз уточнить содержание конфликта
Рекомендации для воспитателей.
- Несколько советов в работе с конфликтными детьми.
- Сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с другими.
- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого в ее возникновении.
- После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия ребенка.
- Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения.
Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей.
Игры и игровые упражнения с конфликтными детьми.
- «Спина к спине», «Сидящий и стоящий», «На кого я похож».
- Использование изобразительной деятельности. Рисунок «Мои друзья», «Новоселье», «рисуем сказочных героев».
- Использование художественных произведений, встреча сказочных героев «Сказка наоборот».
- Разыгрывание ситуации.
- Беседы.
Поговорим о проблемах, с которыми сталкиваемся с детьми дошкольного возраста. в зависимости от фактора риска или психологической проблемы, присущих каждому воспитаннику, мы должны вести дифференцированные исследования и планировать работы с каждым ребенком.
Главная установка – избегать методов, провоцирующих излишнюю реактивность, утомляющих и использовать в основном успокаивающие, релаксирующие, тормозящие, расслабляющие.
Коммуникативные проблемы.
это проблема искажение эмоционального реагирования и стереотипов поведения; нарушение контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа «Я».
Что можно рекомендовать по работе с такими детьми?
- Групповые игры и упражнения для развития интеллекта и навыков общения у ребенка (комплексная программа развивающих игр).
- Организация подвижных игр.
- Лекции, беседы, типам конфликтов их разрешение.
- Игры способствующие успокоению и организации.
- Этюды на выражение жеста, основных эмоций, этюды и игры на воспроизведение отдельных черт характера.
- Этюды на тренировку отдельных групп мышц.
- Индивидуальные консультации.
Проблемы обучения.
- Повышение уровня произвольности психических познавательных процессов, игры на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.
- Организация познавательных игр имеющие элементы занимательности.
- Тренинг общения, на повышение самооценки, на снятие тревожности.
- Экологические занятия, общение с природой.
- Дисскусии о профессиональном выборе.
Систематическое вранье
- Тренинг на повышение самооценки, снижение чувства вины, снятие тревожности (арттерапия).
- Разыгрывание ситуаций связанных с враньём. Обсуждение.
- Постоянная индивидуальная работа. Беседы, консультации.
- Тренинг общения.
Воровство
- Юридическая грамотность.
- Психодрамма со сменой ролей на тему: «вор – обворованный» (для начала на семейных ситуациях).
- Тренинг на повышение самооценки.
- Использование художественной литературы.
Хулиганство
- Использование психодрамотических методик, особенно техники зеркала и смены ролей.
- Тренинг агрессивности со сменой ролей.
- Анализ поведения в группе.
- Использование арттерапии.
- Консультации, беседы.
Воспитатель должен обладать набором устойчивых и стабильных характеристик.
- Общий позитивный настрой - умение выделять и акцентировать позитивные аспекты в любой проблемной ситуации.
- Заинтересованность – в любой информации, исходящей от ребенка, умение выслушать.
- Эмпатия – склонность к сопереживанию, и стремление понять глубинные чувства ребенка.
- Терпимость к неадекватным реакциям и проявлению негативизма.
- Ориентация на способности, достижения и личностные ресурсы ребенка, вместо фиксации на отклонениях и дефектах.
ПРЕДПОЛОГАЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДАННОЙ ТЕМЕ.
- «Практическая психология в начальной школе» - Р.В.Овчарова
- «Развитие эмоционального мира детей» - Н.Л.Кряжева
- «Учим детей общению» - Н.В.Клюева
- «Психогимнастика» - М.И.Чистякова
- Как предупредить отклонения в поведении ребенка» А.И.Захарова