Форма обратной связи
Консультации для воспитателей: «Методы изучения дезодаптации»
Автор: Е.Ю. Энговатова
Одним из сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст. Именно в этот период идёт активный процесс становления индивидуальных способностей, привычек, потребностей, увлечений, побуждений, интересов, способов поведения и взаимоотношения с окружающей средой – всего того, что создаёт неповторимость личности. Сейчас общество поставлено перед делемой в отношении детей «особых», с ограниченными возможностями, нервно-психическими расстройствами или трудными в плане воспитания и развития. Либо они станут социальными инвалидами, либо ими надо заниматься.
Современный подросток поставлен в более жёсткие условия, происходящие в нашем обществе. Эти изменения оказывают губительное влияние на семью, которая уже не может дать ребенку чувства комфорта и психологической защищенности, оказать поддержку в сложном процессе адаптации к взрослой жизни. Всё это создаёт условия для развития девиантного поведения в подростковой среде. Сегодня мы наблюдаем значительный рост числа подростков, нуждающихся в помощи для того, чтобы суметь раскрыть свой потенциал, научиться реализовывать способности, справляться с жизненными трудностями. Обязательным этапом работы является работа с семьёй. Большинство детских, а затем и подростковых проблем является отражением проблем родителей. Где бы ребёнок не находился – в приюте, на лечение в стационаре, в интернатном учреждении, после реабилитационной работы он возвращается в свою семью. Вот почему нужна работа с детьми и работа с родителями. Не секрет, что наиболее надёжными поставщиками трудных детей являются дисфункциональные семьи, т.е. семьи, в которых снижена способность к осуществлению основных функций – жизнеобеспечению, организации быта, поддержанию физического, психического и морального здоровья своих членов, воспитание детей.
Основной целью стало изучение внутриличностных особенностей трудных подростков и разработка системы мер психологической коррекции и социальной адаптации. Как выявить дезадаптированных детей? Это путем наблюдений, тестирования, анкетирования.
Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими её проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение. Всё большее значение в работе по профилактике безнадзорности преодолению сложившейся ситуации, на ряду с традиционными образовательными учреждениями, приобретает в настоящее время новый тип – центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. Создание нового типа образовательного учреждения вызвано увеличением числа семей и детей группы риска и связано с формированием гуманного отношения общества и школы к детям, перехода от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике сотрудничества, становлением системы комплексного индивидуального сопровождения развития личности ребенка.
В работе с детьми группы риска по предупреждению их безнадзорности основными направлениями деятельности являются психолого-медико-педагогическое диагностирование, экстренная психологическая помощь, социально трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска, психолого-педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершеннолетних. Основными методами дезадаптации являются:
1. Многоплановая коррекционная работа по преодолению школьной и социальной дезадаптации детей.
2. Комплексная диагностика по стольку, поскольку она необходима для проведения коррекционных мероприятий.
3. Социальный патронаж неблагополучной семьи.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ
- Как заботиться о своей внешности?
- Как соблюдать порядок в своих вещах?
- Выполняет ли обязанности без напоминания?
- Прекословит, сопротивляется, угрожает? Кому?
- Что бывает причиной сопротивления?
- Раздражает братьев и сестер или других детей? Как?
- Бывают частые конфликты – ссоры, драки? С кем?
- Ревнует к кому-нибудь? Как?
- Завидует кому-нибудь? Берет чужие игрушки?
- Командует кем-нибудь? Стремится главенствовать?
- Отказывается кому-нибудь повиноваться?
- Выдумывает о себе неправдивые истории?
- Отрицает свои поступки?
- Лжет? Когда и как?
- Старается кого-нибудь обмануть? Кого и как?
- Портит чрезмерно свои вещи – игрушки, одежду?
- Портит чужие вещи?
- Совершает кражи – чего?
- Как использует украденные вещи?
- Бродяжничает? При каких обстоятельствах?
- Прогуливает/не ходит в школу? При каких обстоятельствах?
- Обращает на себя как-либо внимание?
- Есть ли у него какие-либо сексуальные плохие привычки или проступки?
- Уклоняется ли от трудных заданий – при каких обстоятельствах?
- Легко отступает после неудачи?
- Часто сваливает вину, ссылается на что-нибудь?
- Жалуется ли, обвиняет других в собственной неудаче?
- Есть ли у него чувство долга?
- Умеет развивать усилия и стойко их проводить?
- Имеются у него какие-нибудь другие дефекты поведения?