Форма обратной связи
«Приемы и формы духовно-нравственного воспитания детей»
25 сентября 2019 г. состоялась первая в этом учебном году встреча замещающих родителей в родительском клубе «Ответственный родитель». Данная встреча прошла в рамках реализуемого проекта по подготовке и сопровождению замещающих семей «Берег надежды» при поддержке благотворительного фонда «Ключ». Тема встречи «Приемы и формы духовно-нравственного воспитания детей» и проведена она в форме тренингового занятия.
Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна. Родители часто мучают себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Особенно эта проблема актуальна, когда речь идет о приемных детях, которые имеют глубокие искаженные представления о нравственности, милосердии, доброте.
Мы, специалисты Службы, ставим своей задачей помочь родителям и детям создавать и жить в атмосфере мира, добра, уважения, помогаем разнообразить формы общения, сотрудничества в семье, повысить внимание родителей к потребностям своего ребенка, дать родителям возможность поделиться опытом семейного воспитания и проанализировать личный педагогический опыт в данном вопросе.
Чтобы материал был усвоен, доступен, имел практическую значимость, применялись разнообразные тренинговые упражнения:
Упражнение «Чаша»
- Душа ребенка – это полная чаша. Какими вы хотите видеть наших детей?
- Посмотрите, какую яркую, красивую душу, мы хотим видеть у наших детей!
Упражнение - модель «Воспитательный потенциал семьи». Предлагаем участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.
Игровое упражнение «Запрет», в ходе которого родители наглядно осознают, насколько наши родительские запреты калечат и замедляют духовное развитие ребенка.
Мозговой штурм «Формы и приемы духовно – нравственного воспитания в семье»; здесь родители предлагали из собственного опыта формы семейного общения, которые способствуют повышению духовно-нравственного потенциала семьи.
Особенностью этой встречи было то, что она прошла в формате «Равный – равному», когда одна из родительниц выступила в качестве соведущего, подкрепляя теоретический материал личными примерами, рекомендациями, рассказом о том, как и с помощью чего в их семье происходит духовно-нравственное развитие детей, как им с мужем отрадно видеть, что их дети, стараются делать как можно меньше зла и как можно больше добра. А это для них, родителей, и является настоящим родительским счастьем.
Занятие «Приемы и формы духовно-нравственного воспитания детей» также способствовало профилактике и снижению такого фактора риска у замещающих родителей, как «Родительские навыки» и «Эмпатия и способность к пониманию», которые были выявлены у некоторых замещающих родителях при оценке у них факторов риска дезадаптации ребенка в семье.
Способность сопереживать другому человеку, понять, что он чувствует, чем обусловлены его поступки, в данном случае, ребенка, учитывать интересы ребенка, уровень его воспитанности, прошлый опыт, понимать, насколько важно понимать истинное состояние ребенка – важные качества замещающего родителя. Ведь воспитывать детей с особыми потребностями тяжелее, чем кровного ребенка. Случается, что у родителей есть личные интересы, и воспитание детей, порой, отнимает у них время и мешает им заниматься тем, что им нравится. А родители должны уметь получать удовлетворение от повседневного ухода и воспитания приемных детей. Данной встречей мы, специалисты Службы, старались помочь родителям найти общие интересы с детьми, возможность передать им свои знания, умения, повысить родительские навыки, научить ребенка сопереживать и любить, обогатить жизнь ребенка духовно и нравственно свои примером, свои участием.
*Проект «Конструктор социальных практик НКО. Улучшение качества жизни детей в замещающих семьях» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.