393950 Тамбовская область город Моршанск, ул. Гражданская, 56 тел: 8 (47533) 4-48-12, 4-92-07, e-mail: togou19@mail.ru

Форма обратной связи

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Консультация для родителей "К школе готов?"

Обычно, когда говорят о готовности ребёнка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе. Специалисты Психологического института Российской Академии образования разработали специальные тесты, с помощью которых родители могут самостоятельно определить уровень готовности ребёнка к школе.

Желание учиться

Сочините ребёнку небольшую сказку о зверушках, в которой каждый персонаж по-своему объясняет своё желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу и не ходил».

Второй: «Я в школу хожу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился».

Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми  можно играть».

Четвёртый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим . Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким».

Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь».

А теперь спросите своего малыша: «Как ты считаешь, почему надо ходить в школу?» Если он настроен исключительно на игру и среди его соображений нет ни одного учебно-познавательного мотива, вряд ли ребёнок психологически готов получать знания за школьной партой.

Развитие речи

Это один из важнейших критериев готовности к школьному обучению. Попросите ребёнка пересказать короткий (не более 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма или комикса из детского журнала.

Если при рассказе ребёнок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец), значит, ему нужно поработать над развитием речи. Самый эффективный способ - чтение книг вслух. Читайте ребёнку сказки или небольшие рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте малыша, как прошёл его день, что интересного он видел.

 

Фонематический слух

Поиграйте в игру  «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребёнка - услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.

Голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

ü Загадайте малышу загадку: «Что случится, если имя

«Любочка» потеряет букву «Л»? А если слог «Лю»?

Если ребёнок слышит и называет «лишние» слова, без труда делит слово на части, значит, с фонематическим слухом у него всё в порядке. Если же ошибается, ему обязательно нужно тренировать слух логопедическими упражнениями. В противном случае у него могут возникнуть проблемы при обучении родному языку (в частности, с орфографией).

Словесно–логическое мышление

Попросите ребёнка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошёл дождь, поэтому…»,  «У Антона сегодня отличное настроение, потому что…»

В игре «Четвёртый лишний» ребёнку предлагают ряды из четырёх слов. В каждом случае ему нужно убрать одно, на его взгляд, лишнее. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, юбка, мальчик.

Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребёнка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых-пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день-ночь, лето-…(зима)», «часы-время, градусник-…(температура)», «глаз-зрение, ухо-…(слух)».

Словесно-логическое мышление начинает формироваться к 6-7 годам.

И если при выполнении вышеперечисленных игр-заданий ребёнок допускает 1-2 ошибки, значит, этот процесс протекает нормально. Если больше, то необходимо заняться его тренировкой. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям в обучении. В частности, при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.

Уровень самоконтроля

Сыграйте с ребёнком в игру  «Да» и «нет» не говорить, «чёрное»  и «белое» не называть». Задавайте ему простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Вопросов не должно быть больше 10.

Если малыш отвечает без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок, а это одно из важнейших условий успешной учёбы. «Неуспешные» школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определённой последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Тренировка способности к самоконтролю происходит естественнее и эффективнее всего в процессе  разнообразных  «игр по правилам». Например, предложите ребёнку: «Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши».

Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, плечо, шкаф, василёк, книга и т.д. Варианты: нельзя повторять названия животных, имена девочек и т.п.

Когда ребёнок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил. Например: нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком, а также нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зелёный цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Мелкая моторика (работа мелких мышц руки)

Попросите ребёнка вырезать фигурки для аппликации (лучше геометрической формы) и наклеить их на лист бумаги.

На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из геометрических фигур, и попросите малыша повторить его.

Обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой , ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке. Почему это так важно? Дело в том, что в головном мозгу человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, лепки из пластилина, мы тем самым активизируем отделы мозга. Отвечающие за развитие речи.

Данные тесты носят рекомендательный характер. В любом случае решение остаётся за вами. Но если у вашего ребёнка неразвиты вышеперечисленные навыки, то к школе он пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже. Кроме того, есть риск, что, столкнувшись с трудностями, ребёнок может вообще утратить интерес к учёбе. Особенно это касается мальчишек. Ведь по всем психофизическим законам они созревают гораздо позже, чем девочки, и хуже адаптируются в условиях дисциплинарной школьной среды. Поэтому, если есть возможность, запишите ребёнка в группу развивающего обучения или подготовки к школе, чтобы на будущий год у него была возможность спокойно и радостно войти в новый для себя мир.

 

 

 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Служба по контракту

 

плакат Герои Спецоперации А0

 

 

 

 

 

Баннер
Независимая оценка качества

Внимание!

god semi logo

..

Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов

.

Проголосуйте!

Проголосуй за наш сайт