393950 Тамбовская область город Моршанск, ул. Гражданская, 56 тел: 8 (47533) 4-48-12, 4-92-07, e-mail: togou19@mail.ru

В последнее время становится понятной некоторая ограни­ченность традиционного обучения и воспитания, в связи с чем, ак­туальна задача поиска наиболее эффективного применения совре­менных образовательных технологий.

Отклонения в развитии речи отражается на формирование по­знавательных процессов и эмоционально — волевой сферы. У таких детей отмечается низкий уровень основных свойств внимания, слу­ховой памяти, трудности в сохранении и воспроизведении, значи­тельное отставание в развитии мыслительных процессов. Дети имеющие нарушения речи, как правило неспособны к длительной игровой деятельности, они быстро утомляются, рассеяны, обидчи­вы. У таких детей не сформированы коммуникативные навыки и заниженная самооценка.

 

Необходимость оказания помощи детям привела к разработки и внедрению системы коррекционно-развивающего обучения, ко­торая основывается на результатах конечной диагностики, тесного взаимодействия всех специалистов ДОУ - логопед, психолог, вос­питатель. Каждый специалист не только осуществляет свой раздел работы, но включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами, для закрепления их деятельности. Он дает рекомендации остальным специалистам по своему разделу работы и контролирует правильность их выполнения.

Правильный подбор и использование коррекционных технологий позволяют ребенку дог­нать в развитии сверстников.В своей работе мы используем интегрированные коррекционно—развивающие занятия для детей 6-7 лет. Проводятся совместно психологом и воспитателем. Такие занятия способствуют снижнию тревожности, формированию положительной самооценки, раз­витию коммуникативных навыков, творческих способностей, по­знавательных процессов. Познавательная деятельность возможна лишь там, где созданы условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция воспитательного процесса.В интегрированном занятии объединяются блоки знаний двух и более различных предметов, поэтому важно определить главную цель. Проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий наиболее эффективно сочетание музыкотерапии и изобра­зительного искусства. У ребенка появляется возможность реализо­вать свои творческие способности, так как он фантазирует, думает; в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря де­тей, а главное — развиваются коммуникативные умения, умения свободно выражать свою мысль, поделиться впечатлением, у детей развивается познавательная активность. Занятия построены на син­тезе нескольких видов восприятия и воображении. Детям предлага­ется «шагнуть» в глубь изображения, к звенящему ручью или на лесную поляну, представить себя бабочками, вдыхающими аромат цветов; гусеницами, пробирающими сквозь траву; птицами, паря­щими в воздухе. На занятиях постоянно создается ситуация успеш­ности каждого ребенка. Такой подход помогает детям свободно вы­ражать свои мысли и чувства.Рисование - мощное средство самовыражения. Составной ча­стью занятия является содействие нормальному развитию и лично­стному росту ребенка. Независимо от методов, приемов и техник, используемых на занятиях, цель - помочь ребенку, начать осозна­вать себя и свое место в окружающем мире. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получится.

Основные задачи.снятне эмоционального и мышечного на­пряжения; снижение импульсивности, тревоги, агрессии; совершен­ствование коммуникативных навыков и творческих способностей; развитие познавательных процессов; развитие чувственного аппа­рата на основе сенсорных эталонов; обучение новым приемам рисо­вания и развитие умение экспериментировать.

Каждое занятие состоит из нескольких частей:
Часть 1. Вводная.Основная цель — настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой в группе.
Часть 2. Основная или рабочая.На эту часть приходиться основная смысловая нагрузка всего занятия.
Часть 3. Завершающая.Основная цель - создание у каждого ребенка чувства принад­лежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Сказкотерапия - самый эффективный способ коррекционно-развивающей работы с детьми. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружаю­щую жизнь, людей их поступки и судьбы, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок, дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радо­сти и горести .Увлекательное содержание вводит ребенка в слож­ный мир взаимоотношений между людьми, раскрывает перед ним нравственный смысл их мотивов и поступков. Ребенок получает возможность задуматься о последствиях различных действий, срав­нивать свои предпочтения и оценки с мнением окружающих, учит­ся осознавать собственные побуждения и понимать других людей.

Работа со сказкой проводится по методике Л.Ф. Фесюковой, включающая такие особенности, как нравственный урок, воспита­ние добрых чувств, речевую зарядку, развитие мышления и вооб­ражения, связь с экологией и ручным трудом.
1-й этап — педагогическая работа - включает чтение сказки и беседа по ее содержанию.
2-й этап — коррекционная работа, распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнастика.
Психологическая коррекция на основе работы со сказками по­зволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равно­душного, позволить ребенку примерить иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.

Список использованной литературы
1.     Пахомова О.Н., Добрые сказки. Москва 2006г.
2.  Постоева Л.Д., Лукина Г.А., Интегрированные коррекционно-развивающие занятия. 2006г.
3.     Короткова Л.Д., Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Москва 2005г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

Детский телефон доверия

 

Баннер
.

Проголосуйте!

Проголосуй за наш сайт

Авторизация