Автор: Е.Ю. Энговатова

Существует  ряд правил:

  • не говорите с взвинченным, возбужденным человеком;
  • прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
  • попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
  • не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступкам;
  • заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
  • умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
  • признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов ста­нет меньше;
  • если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу

Правила поведения в конфликте.

  • признавать значимость партнера
  • демонстрировать готовность его понять
  • выяснить, как партнер воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует
  • четко сформулировать предмет конфликта
  • найти общие позиции - выяснить противоречия
  • после этого еще раз уточнить содержание конфликта

 

Рекомендации для воспитателей.

 

  • Несколько  советов  в  работе  с  конфликтными  детьми.
  • Сдерживайте  стремление  ребёнка  провоцировать  ссоры  с  другими.
  • Не  стремитесь  прекратить  ссору,  обвинив  другого  в  ее  возникновении.
  • После  конфликта  обговорите  с  ребенком  причины  его  возникновения,  определите неправильные  действия  ребенка.
  • Не  обсуждайте  при  ребенке  проблемы  его  поведения.

 

Не всегда  следует  вмешиваться  в  ссоры  детей.

Игры  и  игровые  упражнения  с  конфликтными  детьми.

  1. «Спина  к  спине»,  «Сидящий  и  стоящий»,  «На  кого  я  похож».
  2. Использование  изобразительной  деятельности. Рисунок  «Мои  друзья»,  «Новоселье»,  «рисуем  сказочных  героев».
  3. Использование  художественных  произведений, встреча  сказочных  героев  «Сказка  наоборот».
  4. Разыгрывание  ситуации.
  5. Беседы.

Поговорим о проблемах, с которыми сталкиваемся с детьми дошкольного возраста. в зависимости от фактора риска или психологической проблемы, присущих каждому воспитаннику, мы должны вести дифференцированные исследования и планировать работы с каждым ребенком.

Главная установка – избегать методов, провоцирующих излишнюю реактивность, утомляющих и использовать в основном успокаивающие, релаксирующие, тормозящие, расслабляющие.

Коммуникативные проблемы.

это  проблема  искажение  эмоционального  реагирования  и  стереотипов  поведения; нарушение контактов  ребенка  со  сверстниками,  гармонизация  образа  «Я».

Что  можно  рекомендовать  по  работе  с  такими  детьми?

 

  • Групповые игры и упражнения для развития интеллекта и навыков общения у ребенка (комплексная программа развивающих игр).
  • Организация  подвижных  игр.
  • Лекции, беседы, типам  конфликтов  их  разрешение.
  • Игры  способствующие  успокоению  и  организации.
  • Этюды  на  выражение  жеста,  основных  эмоций,  этюды  и  игры  на воспроизведение  отдельных  черт  характера.
  • Этюды  на  тренировку  отдельных  групп  мышц.
  • Индивидуальные  консультации.

 


Проблемы  обучения. 

 

  • Повышение  уровня  произвольности  психических  познавательных  процессов,  игры на  развитие  внимания,  памяти,  мышления,  восприятия.
  • Организация  познавательных  игр имеющие  элементы  занимательности.
  • Тренинг  общения,  на  повышение  самооценки,  на  снятие  тревожности.
  • Экологические  занятия,  общение  с  природой.
  • Дисскусии  о  профессиональном  выборе.

 

Систематическое вранье

  1. Тренинг  на  повышение  самооценки,  снижение  чувства  вины,  снятие  тревожности  (арттерапия).
  2. Разыгрывание  ситуаций  связанных  с  враньём.  Обсуждение.
  3. Постоянная  индивидуальная  работа.  Беседы,  консультации.
  4. Тренинг  общения.

Воровство

  1. Юридическая  грамотность.
  2. Психодрамма  со   сменой  ролей  на  тему: «вор – обворованный» (для  начала  на  семейных  ситуациях).
  3. Тренинг  на  повышение  самооценки.
  4. Использование  художественной  литературы.

Хулиганство

  1. Использование психодрамотических методик, особенно техники зеркала и смены ролей.
  2. Тренинг  агрессивности  со  сменой  ролей.
  3. Анализ  поведения  в  группе.
  4. Использование  арттерапии.
  5. Консультации,  беседы.

Воспитатель   должен  обладать  набором  устойчивых  и  стабильных  характеристик.

 

  • Общий позитивный настрой -  умение  выделять  и  акцентировать позитивные  аспекты  в  любой  проблемной  ситуации.
  • Заинтересованность – в любой информации, исходящей от ребенка, умение выслушать.
  • Эмпатия – склонность к сопереживанию, и стремление понять глубинные чувства ребенка.
  • Терпимость к  неадекватным  реакциям  и  проявлению  негативизма.
  • Ориентация  на  способности,  достижения  и  личностные  ресурсы  ребенка, вместо  фиксации  на  отклонениях  и дефектах.

 

ПРЕДПОЛОГАЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА  ПО  ДАННОЙ  ТЕМЕ.

  1. «Практическая  психология  в  начальной  школе»  -  Р.В.Овчарова
  2. «Развитие  эмоционального  мира  детей»    -   Н.Л.Кряжева
  3. «Учим  детей  общению»  -  Н.В.Клюева
  4. «Психогимнастика»   -  М.И.Чистякова
  5. Как  предупредить  отклонения  в  поведении  ребенка»  А.И.Захарова