393950 Тамбовская область город Моршанск, ул. Гражданская, 56 тел: 8 (47533) 4-48-12, 4-92-07, e-mail: togou19@mail.ru

Автор: Е.Ю. Энговатова

Одним из сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст. Именно в этот период идёт активный процесс становления индивидуальных способностей, привычек, потребностей, увлечений, побуждений, интересов, способов поведения и взаимоотношения с окружающей средой – всего того, что создаёт неповторимость личности. Сейчас общество поставлено перед делемой в отношении детей «особых», с ограниченными возможностями, нервно-психическими расстройствами или трудными в плане воспитания и развития. Либо они станут социальными инвалидами, либо ими надо заниматься.

 

Современный подросток поставлен в более жёсткие условия, происходящие в нашем обществе. Эти изменения оказывают губительное влияние на семью, которая уже не может дать ребенку чувства комфорта и психологической защищенности, оказать поддержку в сложном процессе адаптации к взрослой жизни. Всё это создаёт условия для развития девиантного поведения в подростковой среде. Сегодня мы наблюдаем значительный рост числа подростков, нуждающихся в помощи для того, чтобы суметь раскрыть свой потенциал, научиться реализовывать способности, справляться с жизненными трудностями. Обязательным этапом работы является работа с семьёй. Большинство детских, а затем и подростковых проблем является отражением проблем родителей. Где бы ребёнок не находился – в приюте, на лечение в стационаре, в интернатном учреждении, после реабилитационной работы он возвращается в свою семью. Вот почему нужна работа с детьми и работа с родителями. Не секрет, что наиболее надёжными поставщиками трудных детей являются дисфункциональные семьи, т.е. семьи, в которых снижена способность к осуществлению основных функций – жизнеобеспечению, организации быта, поддержанию физического, психического и морального здоровья своих членов, воспитание детей.

Основной целью стало изучение внутриличностных особенностей трудных подростков и разработка системы мер психологической коррекции и социальной адаптации. Как выявить дезадаптированных детей? Это путем наблюдений, тестирования, анкетирования.

Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими её проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение. Всё большее значение в работе по профилактике безнадзорности преодолению сложившейся ситуации, на ряду с традиционными образовательными учреждениями, приобретает в настоящее время новый тип – центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. Создание нового типа образовательного учреждения вызвано увеличением числа семей и детей группы риска и связано с формированием гуманного отношения общества и школы к детям, перехода от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике сотрудничества, становлением системы комплексного индивидуального сопровождения развития личности ребенка.

В работе с детьми группы риска по предупреждению их безнадзорности основными направлениями деятельности являются психолого-медико-педагогическое диагностирование, экстренная психологическая помощь, социально трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска, психолого-педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершеннолетних. Основными методами дезадаптации являются:

1. Многоплановая коррекционная работа по преодолению школьной и социальной дезадаптации детей.

2. Комплексная диагностика по стольку, поскольку она необходима для проведения коррекционных мероприятий.

3. Социальный патронаж неблагополучной семьи.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ

  1. Как заботиться о своей внешности?
  2. Как соблюдать порядок в своих вещах?
  3. Выполняет ли обязанности без напоминания?
  4. Прекословит, сопротивляется, угрожает? Кому?
  5. Что бывает причиной сопротивления?
  6. Раздражает братьев и сестер или других детей? Как?
  7. Бывают частые конфликты – ссоры, драки? С кем?
  8. Ревнует к кому-нибудь? Как?
  9. Завидует кому-нибудь? Берет чужие игрушки?
  10. Командует кем-нибудь? Стремится главенствовать?
  11. Отказывается кому-нибудь повиноваться?
  12. Выдумывает о себе неправдивые истории?
  13. Отрицает свои поступки?
  14. Лжет? Когда и как?
  15. Старается кого-нибудь обмануть? Кого и как?
  16. Портит чрезмерно свои вещи – игрушки, одежду?
  17. Портит чужие вещи?
  18. Совершает кражи – чего?
  19. Как использует украденные вещи?
  20. Бродяжничает? При каких обстоятельствах?
  21. Прогуливает/не ходит в школу? При каких обстоятельствах?
  22. Обращает на себя как-либо внимание?
  23. Есть ли у него какие-либо сексуальные плохие привычки или проступки?
  24. Уклоняется ли от трудных заданий – при каких обстоятельствах?
  25. Легко отступает после неудачи?
  26. Часто сваливает вину, ссылается на что-нибудь?
  27. Жалуется ли, обвиняет других в собственной неудаче?
  28. Есть ли у него чувство долга?
  29. Умеет развивать усилия и стойко их проводить?
  30. Имеются у него какие-нибудь другие дефекты поведения?
 

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

Детский телефон доверия

 

Баннер
Поздравляем!

Проголосуйте!

Проголосуй за наш сайт

Авторизация